Международные морские перевозки
Морской транспорт – основное средство перевозки грузов в мире. В зависимости от формы его использования выделяют трамповое и линейное судоходство. Первое не предполагает постоянных маршрутов хождения и регулярного расписания.
Линейное судоходство характеризуется хождением судов по постоянным маршрутам в соответствии с расписанием. Для выполнения международных перевозок по морю заключается договор, чартер и коносамент.
Договор о международной морской перевозке
Главным документом пи международных перевозках грузов по морю является договор. Согласно нему, от перевозчика требуется своевременная доставка груза, переданного отправителем, в конечный порт и выдача лицу, уполномоченному его получить. От фрахтователя или отправителя требуется оплата за оказанные услуги согласно установленному тарифу.
В договоре могут быть такие стороны:
Перевозчик — лицо, которое согласилось на выполнение всей транспортировки или её части.
Фрахтователь – лицо, заключавшее договор перевозки груза по морю.
Отправитель – лицо, заключившее договор и сдавшее груз перевозчику.
Получатель – лицо, которому выдается груз в порту назначения.
Чартерные морские перевозки
Этот документ представляет собой удостоверение о наличии груза и содержание договора фрахтования, который заключается между фрахтовщиком и владельцем судна. Чартер обычно используется при транспортировке значительных партий грузов. Данный документ может заключаться не только на все судна, а и на его часть или определенное помещение.
В зависимости от условий перевозки и направления используются различные виды чартеров. Для международного торгового мореплавания применяются формы, которые были разработаны палатами судоходств отдельных стран и международными организациями – БИМКО, МПС и т. д.
Большая часть чартеров состоит из стандартной и дополнительной части – нескольких аддендумов, в которых указываются особые требования к фрахтованию судна и транспортировки груза. В чартерах указываются такие параметры:
название судна;
наименование сторон;
вид и род груза;
объем фрахта;
место погрузки;
место назначения.
Также в нем могут быть обозначены дополнительные условия и оговорки, которые указаны в международных соглашениях. На чартере ставятся подписи и печати перевозка и фрахтователя непосредственно или через представителей.
Коносамент для морских перевозок
Данный документ выдается перевозчиком или его представителем в знак того, что груз принят к транспортировке и перевозчик обязан передать его получателю в пункте назначения. Если коносамент подписывает капитан грузового судна, то считается, что он действует от имени перевозчика. Для выполнения подписи на коносаменте могут использоваться различные методы – вручную, печатью, перфорацией, штампом или другими механическими и электронными средствами, обеспечивающими надежность идентификации.
В зависимости от указания лица, которое имеет право на получение груза, коносаменты делятся на:
именные,
предъявительские,
ордерные.
Именные документы предполагают, что груз может быть выдан только лицу, указанному в документе, а предъявительские – любому лицу, которое имеет данный документ. Ордерный коносамент позволяет передачу другим лицам, однако на нем должны быть записи о передачи. Также коносаменты делятся на виды в зависимости от формы транспортировки.
После погрузки товара на борт перевозки может выдать отправителю бортовой коносамент. В этом документе подтверждается, что груз размещен на корабле или нескольких судах и указываются дата выдачи или дата погрузочных работ.